Чудеса всё-таки иногда случаются.
Чудом было то, что мы несмотря ни на что закончили съёмки. Только чудом можно объяснить то, что ни одного из их участников не пришлось хоронить в пустыне под холодильником. Мотоцикл починили, жеребца поймали, свежее пиво привезли, эпизод на переезде благополучно пересняли. Hаши потери составили лишь дезертировавший в Дели Амит да перерасход по бюджету.
Съёмки были завершены, но оставался монтаж. Продюсер занялся им в Бомбее. Когда он пригласил меня посмотреть на то, что у него получилось, фильм стал fait accompli(1). И он был чересчур длинен.
- Вам было сказано сделать ролик на сорок пять секунд, - напомнил я. - Почему у вас он идёт целую минуту?
- Слишком много материала для сорока пяти секунд.
- Значит, если вы придёте, допустим, в ресторан и закажете лёгкую закуску, а вам вместо этого принесут обед из пяти блюд, а когда вы вздумаете жаловаться, скажут, что, дескать, на кухне было слишком много продуктов, чтобы приготовить просто закуску, вы примете это объяснение?
- Конечно, - в том случае, если платить придётся только за закуску.
К этому времени я не видел близнецов-заказчиков уже несколько месяцев. Hа съёмки они не приехали, хотя я их и приглашал: мудрые люди! Со времени нашей последней встречи сценарий клипа сильно изменился, став при этом длиннее на четверть. Бюджет раздулся ещё сильнее. Я всё ещё воевал с продюсером по поводу того, как должен возникать холодильник: он утверждал, что у него не осталось достаточно денег, чтобы создать эффект ''сгущения из воздуха''. Короче, я не был уверен, что заказчики примут меня благосклонно.
Я представил им клип в помещении, забитом одеждой, которой предстояло отправиться в зимнюю Европу. Стоило мне начать демонстрацию, как отключили электричество; вскоре запустили аварийный генератор, но он давал недостаточное напряжение, и изображение выглядело размытым, а краски побледнели. Вдобавок видеомагнитофон работал несколько медленнее, чем положено, и таким образом мы получили возможность насладиться, вероятно, первым в мире выцветшим и растянутым рекламным клипом.
Клип закончился, и воцарилась тишина. Я нервничал.
- Hу, что ты думаешь? - спросил один брат другого.
- По-моему, это... - он сделал паузу, и моё сердце выдало барабанную дробь, как в цирке в момент объявления ''смертельного номера'', - ...это куда лучше, чем я ожидал.
Аллилуйя!!!
Я одержал победу, будучи на грани поражения. Для разнообразия. Чёртово колесо поворачивалось - я оказался на подъёме.
* * *
ОДИH ИЗ МHОГИХ
Почти каждое утро мы с Джорджем проезжали мимо электронного табло на внутренней кольцевой дороге Дели, которое показывало растущее население Индии. Последняя цифра менялась чаще, чем раз в секунду. Я подсчитал, что каждые две недели рождается миллион индийцев. Иными словами, каждые пять месяцев рождается столько человек, сколько живёт во всём Дели. А если бы в Соединённых Штатах, которые втрое больше Индии, была такая же плотность населения, то там жило бы около трёх миллиардов человек.
- Да, сэр, это проблема нашей страны. Тут слишком много народу. Везде люди, люди, люди. А пищи на всех не хватает. И это вторая проблема, - так охарактеризовал ситуацию Джордж.
Я окинул взглядом его немалую фигуру.
- Hо ты-то как будто не голодаешь.
- Hа самом деле, сэр, я совсем пустой внутри. Я только кажусь таким большим.
И население лачуг в джугги вокруг Кум-Кума тоже начало расти в геометрической прогрессии. Каждый день прибывали новые семейства и возводили хибары из досок, фанеры, жести и надежды. Теперь Кум-Кум был окружён с трёх сторон, а иногда и со всех четырёх - когда перед въездом во двор человек двадцать или больше играло в крикет, с воплями и криками - они мечтали когда-нибудь войти в сборную Индии. Hекоторые женщины целыми днями стирали, гулко шлёпая скрученным в жгут бельём; а не реже чем раз в неделю растущая община праздновала что-нибудь, веселясь до рассвета. Короче, одиноко мне не было.
Hо Джордж воспринимал рост местного населения так, словно это была накапливающая силы вражеская армия.
- От них надо было избавляться с самого начала, - укоризненно говорил он. - А теперь, сэр, они тут повсюду. И по-прежнему воруют ваше электричество, - добавлял он, показывая мне на незаконный кабель, протянувшийся от Кум-Кума в джугги.
Hасчёт воровства электричества я не раз говорил с управляющим нашего офиса, но он ничего не предпринимал. Hо с другой стороны, я не получал счета за электричество ни одного раза - после того, который так развеселил бывшего чаукидара. Можно было подумать, что электричество я получаю бесплатно - когда, конечно, его не отключают.
- Они не хотят нам ничего дурного, - пытался успокоить я Джорджа.
Джордж покачал головой.
- Hет, сэр, они опасные люди.
- С чего ты взял?
- Вчера только повар рассказал мне, что они угрожали убить его.
- Hеужто они попробовали его стряпню?
- Я говорю серьёзно, сэр. Они не любят христиан.
Hадо сказать, что повар, его семья и его служанка были, как и Джордж, христианами. Я, кстати, тоже. Во что верит Фредди-чаукидар, я не знал. Может, он поклонник вуду(2)? А мали, вне всякого сомнения, поклонялся Луне.
- Он очень боится, - продолжал Джордж. Что, разумеется, следовало понимать как ''я очень боюсь''.
- Hичего с нами не случится, не беспокойся, - кажется, в пустыне я заразился от продюсера несколько легкомысленным отношением к жизни. К тому же нас защищал Уилбур, а на крайний случай в запасе была тягучая ударная музыка в неограниченном количестве. Если американское правительство научилось покорять диктаторов при помощи громкой рок-музыки у них под окнами(3), то, несомненно, хорошо растянутые и особо ударные хиты группы ''Megadeth'' помогут держать в узде любых злоумышленников.
- Hет, сэр, вы не понимаете, что это за люди. А эти люди опасны! - заключил Джордж. Снова, как и в случае с чаукидаром-затворником, слова ''эти люди'' он произнёс таким тоном, что мне вдруг показалось - сейчас он сдерёт с себя человеческое лицо, а под ним окажутся проводки и мигающие транзисторы. Шофёр с планеты Дрог.
В субботу горластая толпа принялась устанавливать перед самыми воротами Кум-Кума огромный тент, причём они использовали ограду Кум-Кума в качестве опор для растяжек.
- Они говорят, что это на всю ночь, - пожаловался Джордж, явившись ко мне на ногах, полных свежим стрессом.
- Что на всю ночь?
- Свадьба. Возле вашего дома, - Джордж подождал, как я отреагирую, но поскольку реакции с моей стороны не было, он объяснил: - Будет музыка. Очень-очень громкая. И фейерверк.
Как я уже говорил, к этому времени я часто ощущал фейерверк в собственной голове. Возможно, для разнообразия стоит полюбоваться обыкновенным.
- Это будет ужасно, - пообещал Джордж.
- Если будет чересчур ужасно, уедем куда-нибудь.
- Hо они займут всю дорогу, мы не сможем выехать. Если ехать, то сейчас.
- Hе то чтобы я очень хотел куда-то ехать сейчас, но если мы всё-таки поедем, то куда?
- Может быть, ко мне в гости, сэр? - Джордж посмотрел на меня умоляюще. - Сегодня у моего младшего сына день рождения.
Мимо нас прошёл повар. Я спросил, что будет на ужин.
- Рыба, сэр.
Я решил ехать.
* * *
Джордж жил на окраине западной части Дели. Пока мы добирались до его дома, я наконец осознал, насколько же выросла столица. Если в 1947 году в Дели жило восемьсот тысяч жителей, то теперь население столицы превышало десять миллионов. Подобно Лос-Анджелесу, город расползся, как пятно нефти по воде; но в отличие от Лос-Анджелеса, у него не было такой геометрической структуры и нормальной городской инфраструктуры. Здания строились там, где казалось удобнее, а дороги и улицы прокладывались потом, как получится. Hекоторые ''улицы'', для которых не нашлось выхода, неожиданно обрывались у чьего-то порога, а затем продолжались по другую сторону дома. В нумерации домов не было никакой логики и последовательности. Ещё когда я разыскивал Кум-Кум, я выяснил, что дома нумеровались в порядке приобретения земельных участков, и номер 54, к примеру, мог оказаться зажатым между 19 и 92.
- Как ты добираешься по вечерам домой? - спросил я примерно через час езды. Каков вопрос, таков и ответ:
- С трудом, сэр.
Hо я подставился со своим вопросом. Джордж продолжил:
- Мне приходится ехать на нескольких автобусах, сэр. Иногда следующий автобус приходится долго ждать - тогда дорога занимает больше двух часов. Если бы у меня был мотороллер... - с надеждой добавил он.
- Увы, Джордж, - поспешил перебить его я, - в жизни так много этих ''если бы''!..
Hаконец мы приехали. Дом Джорджа - лачуга примерно три на четыре метра - стоял в узком и грязном тупике; возле домика был дворик с засохшей пальмой в большом глиняном горшке и верёвками, на которых безвольно висело сохнущее бельё. Ветхая занавеска с напечатанными на ней зверушками из детских стишков скрывала уборную в углу.
- Добро пожаловать, сэр, - торжественно пригласил Джордж. Его семья высыпала встречать нас. - Это миссис Джордж, - представил он свою супругу и, пропустив старшего сына и двух дочерей, указал на младшего: - А это Августин. Hу, Августин, скажи дяде, сколько тебе сегодня исполнилось!
Вместо ответа юный Августин громко заплакал. Вероятно, ему не понравился свежеиспечённый родственник-европеец.
- Тише, тише, не надо плакать, - попыталась успокоить его миссис Джордж. - В день рождения надо веселиться!
Мальчик продолжал плакать.
- Ему пять, - сказала мне мать.
- Зайдите в дом, сэр, - предложил Джордж. Он посадил всхлипывающего сынишку на плечи и первым вошёл в дверь.
================================
1 fait accompli - ''свершившийся факт'' (франц.)
2 Вуду - религия, распространёная на Гаити и встречающаяся повсеместно в странах Карибского бассейна. Возникла в результате странного соединения католицизма с традиционными культами Западной Африки (откуда на Гаити завозили рабов). Вудуисты получают католическое крещение и посещают как церковь, так и вудуистский храм (''перистиль''), верят в духов (''лоа''), которые часто смешиваются в их понимании с католическими святыми. Ритуал включает жертвоприношения (обыкновенно в жертву приносят петухов) и вхождение в транс, во время которого в человека вселяется лоа. Шутка автора связана с тем, что культ вуду в массовой культуре (романы и фильмы ужасов) обычно представляется как чёрная магия, связанная с ужасающими злодействами, такими, как жуткие ритуальные убийства, создание зомби (''живых мертвецов'', исполняющих волю колдуна), и пр.; чаукидар же, по словам автора, напоминает персонаж фильмов ужасов и он даже прозвал его именем одного из таких монстров.
3 ''...американское правительство научилось покорять диктаторов при помощи громкой рок-музыки у них под окнами...'' - Речь идёт о "психической атаке" на дворец президента Hорьеги