Doctor-Lector (phd_paul_lector) wrote,
Doctor-Lector
phd_paul_lector

Иокогама, Одавара, Хаконэ, Никко, Кегон

у меня всё более-менее нормально, правда, новая камера забарахлила. Надо будет съездить в магазин, она пока на гарантии...

ещё барахлит компьютер :[

В остальном порядок. На чём я остановился - на командировке?.. После неё продолжаю ездить. Для начала решил посетить Хаконэ, у Фудзиямы. Выходных было, как я писал, три, но в понедельник надо было быть в Токио, наш отдел ехал в Никко по поводу праздника: выходной дан ради Праздника любования осенней листвой :) Это вам не "день народного единства" не пойми с кем и не пойми в честь чего - гражданской войны Смутного времени, что ли?..

Ну вот; встал в пять, побежал на вокзал к началу седьмого. Ехать надо через Одавару, это недалеко, всего около часа от Токио. По Одаваре мне советовали тоже погулять: посмотреть замок. Замок, надо сказать, ненастоящий: во время реформации (она же революция) Мэйдзи по приказу императора его, как и многие другие замки, разрушили, дабы лишить самураев-оппозиционеров их "укрепрайонов". А аккурат через сто лет решили, что замок стоит восстановить, ради красоты и исторического наследия. (Опять же такая история случилась со многими японскими самками). ПРочности - да и дешевизны - ради, строили из железобетона; но снаружи он совсем как настоящий :) Вдобавок же рядом выставлен кусок старой стены в разборе: оказывается, и в прежние времена стены-то не были каменными, это был слоёный пирог из дерева, планок, дранки и штукатурки - почти что мазанка :) Но исторический вид сохранили только снаружи, а внутри это довольно обычное здание, причём снаружи донжон замка (то есть главная башня, она же и дворец) кажется трёхярусным, а внутри в нём четыре этажа, не считая "бэйсмента" (подвалом или полуподвалом его не назовёшь, как и "ground floor", так как он находится в массивном каменном основании значительно выше уровня земли). Во дворе замка размещается миини-зоопарк, состоящий из клетки с павианами и загона со слоном - слон символизирует дружбу детей Земли, это подарок Индии в честь всемирного детского фестиваля несколько лет назад. Что символизируют павианы, не знаю... Ещё во дворе - неизбежный сувенирный магазин, да лавка, где можно за скромную денежку (около 2 долл.) переодеться в самурайский доспех или в кимоно саqмурайской барышни, в зависимости от пола или желания клиента. Я выбрал доспех. Он, конечно, карнавальный, имитация. Но я в нём смотрюсь настоящим самураем... а что, были самураи-гайдзины. Даже в кино отражен один такой известный прен-цен-дент. (Будет потом и фото меня в полном доспехе бухар... одаварского самурая; когда камеру починю или поменяю).

В замке, разумеется, музей: балки старого замка из раскопа и рыбы, которые у них были вместо коньков, целый зал оружия - в основном катаны, но и другое есть: кинжалы, луки, нагинаты, полицейские палки-хваталки для ног, шей и одежды (цеплять за штанины, рукава и полы), боевые веера, и прочее. Я, правда, не знаток, и ряды клинков у меня не вызывают никаких особенных эмоций, даром что написано, что их знаменитые мастера делали. Или ученики знаменитых мастеров. Или мастера школы учеников знаменитых мастеров. Вдобавок будь это целые мечи, с рукоятями, гардами, украшениями и прочим, - а то - железяки...

То же и про зал каллиграфии: японская каллиграфия неизменно напоминает мне Швейкову байку про одного из его бесчисленных знакомцев со странным хобби: тот, бывало, высморкается на оконное стекло и давай пальцем размазывать, и выходит картина, как Либуша пророчит славу Праге... Вдобавок же сами японцы, похоже, эти каракули читать не могут, так как к каждому свитку прилагается табличка с переводом этой красоты в обычный японский текст :)

Понравились мне дорожные принадлежности (тушечницы, коробочки для лекарств, походные подголовники (вместо подушки), короба для провизии и проч.; старинная парфюмерия, косметика и всякие щёточки, гребешки и заколки; музыкальные инструменты; часы; и макеты замка (сделанные архитекторами перед его строительством).

Потом забежел в городской исторический музей (не очень ийнтересно), и по городу погулял: посмотрел несколько довольно странных музеев, как-то: Музей маринованных слив, Музей рыбных котлет (я не знаю, как ещё это назвать - fish paste cakes, колобки из рыбного фарша, - но их варят), и Музей вермишели-рамен. Все три - заодно и магазины соответствующих продуктов :)

После хотел дойти до моря, и дошёл; но вышел к обширному берегу, усыпанному камнями - и огромным количеством мусора (порой на вид вполне ещё пригодного, посуда, к примеру, мебель там... На целую кучу чайных чашечек (японских) заоблизывался; вот небось откуда у антикварщиков с Уэно товар! Но тащить грязные чашки... да хоть бы и чистые... Оставил лежать. Благо под эстакадной автострадой, бегущей вдоль берега, живут бомжи в картонных домиках (см. приключения Скуперфильда в "Незнайке на Луне"), - небось подберут и продадут как раз антикварам...

Сел на поезд в Хаконэ-Юмото, - поезд забит, а между прочим, ходит каждые четверть часа. Железная дорога идет вдоль шоссе - над пробкой от Одавары и до Хаконэ-Юмото. Машины ползут чуть быстрее пешехода. На станци побежал узнавать насчёт ночлега - пустой номер, никаких мест (включая многоместные спальни с постелью на полу) нет. Встал в очередь на поезд до Гора, надеясь хоть что-то посмотреть в один день, - простоял час, метров на 30-40 приблизился к зданию вокзала (а очередь и внутри была). Плюнул и пошёл гулять по Хаконэ-Юмото, предварительно заказав номер на следующие выходные (дороговато, но номер нашёлся всего ОДИН, и то я хотел где-то внутри Хаконэ, в Гора или в районе озера Ашиноко... нет, только в Юмото, зато, правда, в рёкане при онсэне, чхто хорошо. Без еды и дорого, что плохо...).

Юмото большинство туристов проскакивают, только пересадку на Гора делают. Так что в некотором смысле мне даже повезло. Погулял вдоль реки, посмотрел местный исторический музей (так себе, разве что гравюры про онсэны в старинные времена любопытные), поднялся старинной тропой - ответвлением Токайдского тракта, тропа очень крутая и к вершине холма я запыхался и взмок... А между прочим, небедных путешественников в раньшие времена носили тут в паланкине или в носилках (тото же паланкин, но полегче). И носильщикам тяжко было небось, и пассажирам опасно: оступится носильщик, уронит носилки - и покатится важный господин кувырком по склону... Дошёл до водопада: небольшой, но симпатичный, и вдобавок тёплый, и потому в озерце под ним живут большие, толстые, яркие рыбы. Их, конечно, кормят - сами они в этой луже не выжили бы. Вроде аквариума.

Ну, а потом начяло тэмнеть, и я пошёл, разумеется, в местный онсэн, расположенный при цветочной галерее. Ничего так онсэн, - впрочем, и ничего особенного. Пара ванн снаружи, в саду, одна большая внутри, в ней пара гидромассажных установок... Но, конечно, приятно...

На другой день поехал в Иокогаму. Погода стояла чудесная (эх, в такую погоду бы да в Хаконэ, даже из Иокогамы Фудзи была видна, а там, на месте, должно быть, совсем замечательное зрелище!). До Иокогамы на метро доехать можно, с одной пересадкой; надо было электричкой, конечно, потому что быстрее (полчаса против часа с четвертью). Ну ладно. Народищу в Иокогаме была труба нетолчёная, особенно в Чайна-тауне. Буквально проталкиваться приходилось. Да и на набережной Залива народу немало было; на то и променад, чтобы прогуливаться. Стал фотографировать чаек, но противные японские дети (они вообще хорошие, но тут вели себя как противные) бегали и чаек пугали; так что хороших снимков не вышло. Потом кинул в море монетку, - чайка её на лету шватила, правда, сразу поняла, что это не еда, и кинула её в море... Посмотрел музейный океанский лайнер; занятно, особенно не в салонах первого класса, а в третьем, где было по восемь человек в каюте, и это для трансокеанского рейса! Впрочем, табличка на стене рассказывает, что хотя пассажиров третьего класса не пускали в первый и второй классы и на палубы, и хотя в каютах было "немного тесно", но "они находили здесь дружескую, почти семейную обстановку, общались с командой, - например, чистили картошку, а матросы делились с ними фруктами" :)

После пошёл (ну, вы догадались) в самый большой иокогамский онсэн. Занимает пять этажей (не считая того, что остальные этажи, - гостиничные номера, ресторан, и мини-гостиница с парикмахерской и опять же онсэном - для домашних животных, ну если гость с собачкой пришёл, - не в человеческий же её онсэн вести), тоже принадлежат этому спа-клубу. На крыше - обзорная площадка и кольцевая ванна для ног: сиди, парь ножки и любуйся видом залива. Надоело - пошлёпал на другую сторону, где вид на луна-парк с огромным колесом оборзения и ещё бид ан Фидзияму (вдали, между дувмя высотками)... На терреас этажом ниже - столики для сидеть-пить чай и любоваться заливом, и кабинки с ножныкми атвариумами, с теми самыми рыбками, что объедают омертвевшую (надеюсь, только её) кожу; я, впрочем, к рыбам не полез, я щекотку не люблю, а они щиплются и щекочутся. На этом же этаже - игровая комната, очень большая, в ней всё - от малышовой лазательно-прыгательной площадки, до разных видеоигр - так что детишки, наверное, любят в баню ходить :) Ниже - всякие процедуры для красы и здравия, массажи там, макияжи, солярии и кислородные капуслы, ну и сама баня; в ней - травяная сауна (в смысле, не с сеном, а пар там насыщен целебно-ароматическими растительными экстрактами); паровая травяная баня; просто сухая горячая сауна; ну и несколько бассейнов, включая три на обширном балконе, опять же с видом на залив.

А в понедельник мы в десять утра (по мне, так поздно!) встретились на вокзале Синдзюку и поехали в Никко. Экспрессом - оно подороже, зато два часа всего вместо четырёх. С пересакдой на местную линию в конце - всего пару станций. Там сперва пообедали гречневой лапшой со знаменитыми местными... э... рулетами из соевого белка, - вкусно, кстати, - и отправились смотреть Всемирное культурное наследие: гробницу Токугавы Иеясу, ту самую, где знаменитые три обезьянки (их там целое стадо, на храмовой конюшне, но эти три - всемирно известные, те самые "не видеть зла, не слышеть зла, не говорить зла"; там же менее знаменитая вне Японии Спящая Кошка, а затем множество очень красивых зданий, длиннющая лестница к собственно усыпальнице, ну и место погребения великого сёгуна, с бронзовым журавлём у надгробия, с останками древнего дерева (в прошлый мой приезд оно было ещё живо) и со впечатляющей Пятиярусной пагодой. В ней, кстати, устроена система гашения колебаний - от землетрясений, - такая же в принципе, что и в знаменитом тайбэйском небоскрёбе. В центральной шахте подвешено здоровенное бревно, которое, раскачиваясь при тоолчках, и гасит колебания. Нашу гидессу было очень жалко: у неё были сорваны связки, но она всё равно старалась говорить как возможно громко, бедная. А моросил дождик, и это, конечно, не улучшало состояние её связок...

Дальше у нас была предусмотрена экскурсия в храм Футуросан, знаменитый в частности источником с водой, из которой выходит отменное сакэ, которая при этом сама по вкусу чуть сладковатая и напоминаэт сакэ, и даже, по легенде, раз в году превращается в самое настоящее саке - всего на несколько минут, и надо успеть поймать эти минуты :) Но дождь разошёлся, и тучи так сгустились, что стало совсем темно, так что мы эту часть экскурсии отменили и поехали в городок Кинугава-онсэн, где, как ясно из названия, много горячих источников, и все гостиницы имеют онсэны. Больше, правда, в городке ничего и нету, ну разве что две статуи какого-то местночтимого демона, я так и не узнал, чйто он такого замечательного сделал - оба демона, весело улыбаясь клыкастыми пастями, демонстрируют здоровенные шипастые палицы. Надо полагать, долбанул когда-то этот демон (а звать его Кинута) крепко, по-моисеевски, или по-посейдонски, если угодно, дубинкой, и открылся горячий источник. Что ещё может быть?..

Все уезжали назавтра с утра, а я решил остаться до вечера, и задержался на вокзале - менял билет. Так что к гостинице шёл один в темноте и под проливным дождём. Но в гостинице было тепло, сухо и очень симпатично, это был дорогой, хороший рёкан, с номерами в японском стиле (татами, вместо кроватей - футоны на полу, токонома с икебаной или там каким-нибудь расписным горшком, и юката для всех гостей, в которой и в ресторан ходить полагается...). Жили по четверо в номере, всё бы неплохо, но все трое моих сожителей курили. Что мне, понятно, непроиятно, но что делать.

Ну и онсэн. Большой, три стены сплошь стеклянные, даже без простенков или балок меж стёкол - просто стеклянные плиты, - а за стеклом сад, в том числе и ротембуро, открытый бассейн, очень красивый благодаря плавающим в нём опавшим кленовым листикам и уютному свету фонаря. И дождь. Да.

Ужин (а назавтра и завтрак) был сервирован в японском стиле, и пришлось сидеть, подвернув ноги. Мне это очень тяжело (в том числе из-за плохо сросшейся после перелома ноги), и к концу трапезы у меня уже судороги начинались; зато очень вкусно покормили: тут были и сасими, и вышеупомянутые соевые рулеты, и темпура из креветок, тыквы и китайской капусты, и грибы, и суп, и бобы всякие, - очень недурно, хороший ресторан. А после еды наши устроили караоке, и меня пытались на сцену вытолкать, да я не дался. Много хорошего создала японская культура, но три вещи им не иначе как сам враг рода человеческого подсказал - это сидение на подвёрнутых под себя ногах и кресла без ножек; это тухлые бобы натто; и караоке. Ну, я ещё не уверен насчёт иероглифики и камикадзе, может, и без них было бы лучше, но по крайней мере иероглифы красивые, а камикадзе романтические.

Утром, значит, я встал в полшестого (у соседа, филиппинца Де Ла Каны сработал будильник в часах), пошёл в онсэн. Думал, буду там один, и даже фотоаппарат взял в расчёте снять этот сад за стеклом, но оказалось, что не один я там ранняя пташка - было там уже человек этак двадцать. После завтрака в о-фуро потянулись и наши, но я ушёл, намереваясь посетить водопады Никко; в прошлый раз, пять лет назад, туда мы не попали, то был февраль и дорога обледенела - пускали только муиниципальные автобусы с усиленными шипованными шинами, и я понял почему, когда ехал по серпантину в городок Чузендзи-онсэн... Вчерашний дождь тут, в горах, выпал в виде снега, и тут всё было завалено. Красота, конечно, но несколько раз автобус шёл на поворотах юзом, - а обрывчики, между прочим, немаленькие!..

Приехал; каждые несколько минут всё менялось на глазах: то светило солнце, то набегали тучи, то эти тучи окутывали всё вокруг густым туманом - а сверху светило светило... У турбюро встретил двоих соотечественников, профессора из-под Токио с супругой, они приехали поонсэниться в основном, ну заодно и места посмотреть. Вместе мы дошли до водопада Кэгон и спустились на старом (1930 года постройки) лифте на полста метров - до половины глубину ущелья. Водопад - самый большой в Японии, 98 метров, - впечатляет. Как и поросшие елями, соснами и кипарисами склоны. Жаль, солнце всё время пряталось за облаками, а когда выглянуло, то всё равно сам водопад остался в тени. А когда мы поднялись наверх, к смотровой площадке на краю ущелья, - увидели на снегу семейство мартышек! Увы, одновременно мартышки увидели нас, и, что хуже, они увидели стайку японских детей (см.выше, про Иокогаму), которые в свою очередь тоже увидели мартышек и стали кидаться в них снежками и кричать. Так что мне удалось снять впопыхах лишь две мартышкинские попы; впрочем, это вам не павианы - у мартышки-наны и ейё детёныша попы были симпатичные, серые и очень пушистые :)

Потом супруги отправились пытать счастья у фуникулёра на гору - я не поехал, далеко (вообще-то близко, но движение там, ради безопасности на серпантине, одностороннее, и ОТ фуникулёра в Чузендзи-онсэн близко, а вот К нему - не меньше часа, надо сперва спуститься в долину, а потом опять подняться. Можно бы и пешком - всего два с небольшим километр, но: по снегу (дорогу расчистили, но не обочину), и добрый километр - это туннель, естественно, загадованный...

Так что я пошёл к озеру Чузендзи. Что ж: красивое озеро, нечего сказать! Если фотоаппарат поменяю, потом и фотографии будут :) У озера полюбовался храмом Футуросан (не тем, где источник с сакэвой водой, - тот внизу, в самом Никко), - и, присев на берегу на скамеечку, попил сакэ из саморазогреващейся банки, глядя на озеро и горы. Наконец, я замёрз, а на озеро с гор стали сползать тучи, вскоре стало почти ничего не видно, и я пошёл (да!) в онсэн. Он был устроен в старом деревянном здании, при пансионе (впрочем, что при чём, непонятно); из деревянных же ванн было бы видно опять же озеро и горы - кабы не туман. Никаких гидромассажных установок или там жемчужных ванн в этом древнем месте не было, конечно, зато от горячей воды исходил густой аромат сульфидов (тухлыми, в обэм, яйцами пахло), и я погулял босиком по снегу. Между прочим, неплохо он выпал: шёл только полдня и ночь, и это первый снег, а сантиметров пятнадцать таки навалило!

Это был, к слову, не первый посещённый мною в Чузендзи онсэн, в первый меня зазывал индус из небольшой гостинички на окраине, у храма Футуросан, - он утверждал, что у него очень, очень хороший онсэн, а когда я спросил, эсть ли при нём также и ротембуро, ответил, что есть. И ведь не в первый раз я с индийским сервисом дело имею, - но подумал, что в Японии-то уж они не должны бы обманывать? хотя именно вот индийцы у меня в Токио чаевые брали :) Но его онсэн оказался маленькой комнаткой с окном, действительно выходящим на озеро (кусок озера был виден из-за угла здания, если привстать на цыпочки). Никакого ротембуро не было, и воняло тухлыми яйцами... оно бы и неплохо, но окно тут было наглухо закрыто, и.
Вдобавок не было полотенец. Нет, так бывает, но тогда при входе об этом говорят и предлагают полотенце купить или взять напрокат! Он ничего такого не сказал, и мне пришлось сушиться феном (надо бы сразу уйти, но я замёрз и ноги промочил), - а фен, вдобавок, был сломан и дул только холодным воздухом. И индиец этот ещё имел наглость выйти проводить меня и спросить, понравилось ли мне! Я ему много чего сказал, по-наглийски и на хинди, а он только извунялся, но уже на трёх языках (ещё и на японском).

А потом пора было уезжать, а то опоздал бы к поезду на Токио, - пришлось бы тогда ехать не экспрессом, а местным, а он идёт больше четырёх часов и пришёл бы в Асакусу заполночь, когда метро уже не ходит, пришлось бы такси брать, а оно в Токио, и особенно с ночной наценкой, недешёвое, а я почти все деньги, что с собой взял, прогулял (правда, и взял немного - забыл на почту зайти, снять денег с карточки)...

Да, на обратном пути в Никко получил особенное удовольствие от езды ночью - и опять сквозь сперва снег, а затем, по мере спуска, через ливень, по неосвещённому серпантину; а в самом Никко слез с автобуса не доезжая вокзала: полюбовался на Священный мост Синкъё. Красивый. И каqжется, получился на фото даже в темноте :)

Tags: Иокогама, Кегон, Никко, Никко-Тотиги, Одавара, Хаконэ, Япония, баня, онсен