?

Log in

No account? Create an account
"Летучая мышь" в "Геликон-оперА", или А не замахнуться ли нам на Иоганна нашего Штраусса?.. - Аутоаутопсия и аутопсия доктора-лектора — ЖЖ
Декабрь 26, 2008
11:31 am
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
"Летучая мышь" в "Геликон-оперА", или А не замахнуться ли нам на Иоганна нашего Штраусса?..
Давеча по приглашению кузины (которая певица Ксения Вязникова) пошли на "Летучую мышь" в "Геликон-опера" на Новом Арбате. Впечатления не самые отрадные, увы.

Для начала, зал (не знаю, чем он был раньше) малопригоден для оперы. Акустика там, скажем так, не самая лучшая. Сцена тесновата, вдобавок оркестр размещается на сцене же, позади (не знаю, чья это находка - режиссёра или архитектора). Так что сцена бала у графа орловского превращается во что-то вроде автобуса в час пик. А под носом у нас - на барьере первого ряда партера (там есть ещё места со столиками перед ним) - разложили новогоднюю гирлянду, которую не выключали и во время спектакля - от её мерцания у меня глаза устали, как после двенадцати часов за компьютером. и даже хуже.

Декорации... Ну бог с нми. Современные. Пара стульев и три конструкции из контрабасов. виолончелей, гитар, геликонов и проч., одновременно представляющих игрушечные дворцы и некие предметы мебели. Особых претензий нет.

Голоса... вот к ним претензий нет никаких - совсем (разве что актриса, игравшая горничную Айзенштайнов Адель в первом выходе дала изрядного петуха; зато после она играла. пожалуй, получше прочих).

Актёрская игра... вот тут - жирная "двойка". Не играл никто (за исключением разве что Адели - да и то она скорее лучше смотрелась на фоне прочих). Кузина моя - актриса очень неплохая, кроме того что отличная певица; но, во-первых, она играла Орловского (да, да; в этой постановке Орловскому восемнадцать лет, что оправдывает высокий, женский голос) - а, ежели вы помните "Летучую мышь", в этой роли много не разыграешься, выйти на балу да пропеть насчёт "будем веселиться", а потом про "скинем наши маски". Но главная беда была явно в режиссёрской работе. Всех актёров заставили фиглярствовать - это были даже не опереточные шуточки, пусть и плосковатые, но всё же не... э... - корорче, это было кривляние и фиглярство даже не ярмарочного толка, в общем, если не ужас-ужас-ужас, то и не ужас просто. Ужас-ужас. Трио мужиков, одетых в ливреи (вместе рабочие сцены, униформисты, ковёрные и всякое такое) пы тались "сделать смешно", и выглядело это просто кошмарно. А вставленные шуточки про кризис (явно отсылающие ко вставным шуткам в вахтанговской "Турандот") звучали так же органично в штраусовской комической опере, как американская "шутливая отрыжка" в какой-нибудь "Белоснежке".

При этом в сцене бала у Орловского были приглашённые артисты - очень хорошие, - и вот один из них исполнял "Клевету" (ария дона Базилио из "Севильского цирюльника"). Вот это был контраст! Да, голос великолепный, но в "Геликон-опера" голоса и свои восве не слабые. Но он ИГРАЛ! Его задачей было только спеть "Клевету", - а он её СЫГРАЛ. Был в обычном костюме, но он был доном Базилио, у него работали лицо, руки, тело. Пел по-итальянски, но видно было, как дон Базилио рассказывает, что же это за штука такая...

Конечно, я не мог не сравнивать эту постановку постоянно как со старыми постановками "Летучей мыши" в Театре оперетты (я там был в последний раз лет двадцать назад, правда, - теперь, говорят, и там не то), так и с известным фильмом. Сравнение сильно не в пользу "Геликон-оперы", увы. Хотя они и "золотомасочники".

И ещё: друзья, канкан - вовсе не примитивный танец и не просто вскидывание ног вразнобой. И ежели труппа не умеет, то есть ну вот ни капельки не умеет танцевать канкан, то лучше уж обойтись без него - особенно на том тесном пространстве, которое остаётся для актёров на сцене "Геликон-оперы"...

Общий вывод: главная беда спектакля всё же режиссёр, а не труппа. Голоса хорошие. Задумка же режиссёра, увы...

Да, и очень расстроила трактовка роли Розалинды Айзенштайн. В этой постановке она - самая что ни на есть настоящая, простите, шлюха и алкоголичка, вульгарная, развратная... И это неприятно. Совсем никакой Фальке. Директор тюрьмы забавен, а тюремщик ("Г-господин д-директор! Док... докладываю: заключённые раскачивают тюрьму!") забавен, но вызывает недоумение: он тут... негр из России, при этом одновременно говорит на мумба-юмба, поёт "Ламбаду", притворяется Пушкиным и радуется заключённому-"землячку", который за сценой поёт "Мурку" - да-да, в комической опере Штрауса; а сам поёт - причём очень недурно - "Вдоль по питерской). Адвокат утрированно, непохоже, неумело - до чувства неудобства и подозрений в кащенизме - изоб'гажает ев'гея... Ну и так далее.

Кузине я всего этого не сказал, ей я жаловался в основном на гнусную гирлянду под носом. Впрочем, что режиссёр им скоорее мешает, нежели помогает, заметил (сказав, что у него "чрезвычайно своеобразный взгляд на искусство"). Но при этом они получают всякие золотые маски и вообще их хвалят, у них зхорошая пресса! Но кто видел их "Кармен" (с Кармен, живущей на помойке и торгующей наркотиками, проституткой), отзываются не слишком восторженно. Или я ничего не понимаю.

А впрочем, я действительно никакой не знаток оперы. Даже комической. Даже оперетты. Даже при том, что некогда я знал весь репертуар Театра оперетты назубок, ту же "Мышь" смотрел раз шесть, и "Сильву" несколько раз, и "Весёлую вдову", и "Вольный ветер", и "Девичий переполох", и "Марицу". и прочее...



Как говорится, иеко©.

Настроение: drainedДевочки, за мной! В монастырь!
Tags: ,

(6 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:pr_rjevsky
Date:Декабрь 26, 2008 09:40 am
(Link)
Не боитесь Вы, товарищ лектор, посещать подобные экспериментальные места.. Хоть обошлось без голых бояр на трапеции, а могло и не обойтись, нынче режиссер смелый пошел, что в голову взбредет, то из классики и сделает
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Декабрь 26, 2008 10:10 am
(Link)
да я и то всё время "Двенадцать стульев" вспоминал... с "Женитьбой" в Театре Колумба...
[User Picture]
From:lap34
Date:Декабрь 26, 2008 09:57 am
(Link)
как я жалею о кончине театра оперетты! Я тоже в свое вермя пересмотрела там не по одному разу все мало-=мальски приличные спектакли. А уж свою любимую "Летучую мышь" до сих пор помню во всех (ну, почти во всех) подробностях.

Не пойду в Геликон-оперу. Я этот... консерватор и ретроград.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Декабрь 26, 2008 10:10 am

вдогон

(Link)

(фото с сайта театра http://helikon.ru/)


О, забыл добавить. По ходу пиесы служители разносят сперва шампанское, потом - водку с ломтиком чёрного хлеба и половинкой (сладкого) маринованного огурца. Правда, достаётся не всем зрителям :)
А в антракте мы сходили в буфет, тяпнули по сто коньячку (он у них идёт порублю за грамм), и второе отделение смотрелось несколько легче и лучше :)
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Декабрь 26, 2008 01:21 pm

Re: вдогон

(Link)
В этом спектакле НЕТ "лакея с дробью"...
(Удалённый комментарий)
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Январь 2, 2009 12:58 pm

Re: вдогон

(Link)
Нет, тюремная сцеан осталась, но без лакея: просто, дескать, друзья над Айзенштайном подшутили, и всё - приговор, арест, бал у Орловского, и пр. - это был такой розыгрыш. И всё.
другой дневник, на ли-ру. С картинками и фотоальбомом! Разработано LiveJournal.com