Босо - Аутоаутопсия и аутопсия доктора-лектора

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Босо
На полуострове Босо я уже бывал - ехал туда через Токийский залив на пароме из Йокосуки. Смотрел гору Нокогирияму (буквально Пилу-гору, названную так за форму) - храм Нихон-дзи, Великого Будду, Тысячу пятьсот Архатов, Большую Каннон, заглядывал в пропасть Дзигоку-нозоку; и ездил дальше на юг - купался в Татеяме... я не помню, рассказывал я про всё это или нет, впрочем, если нет, то о многом я всё равно расскажу опять.

Обратите внимание на ссылки в Викимапии: все указанные места, если на них кликнуть мышкой, открываются в виде окошка с пояснениями, и почти все пояснения снабжены тыцабельными картинками – снимки мои :) Поэтому присобачиваю следующим постом только небольшую часть снимков. Которых на карте нет.

Тем не менее картинок вышло по весу МНОГО (у меня сложности с лжеплюсом...), потому они и в другом посте.

Сейчас мы поехали на машине, и не паромом, а через тоннель "Аквалайн" (и между прочим, это самый длинный в мире автомобильный подводный тоннель) - десятикилометровой трубе, на искуственном островке "Уми-Хотару" ("Морской светлячок") переходящей в мост... На островке у нас была короткая остановка - полюбовались пейзажем, да съели по некоторому количеству суси (и надо сказать, что оба дня мы ими только и питались, не считая завтрака). Ну и вскоре прибыли в Канайю, у подножия горы Нокогири.

Я захватил с собой посох, который в прошлый раз купил тут (в храме Нихон-дзи) - знал уже, что на крутых и длинных лестницах он очень пригодится (между прочим, эти две с половиной тысячи ступенек - тоже национальное достояние и памятник культуры). По уверениям Володи, я выглядел как заправский паломник, и уже жалел, что в огромном магазине товаров для дома, куда мы заехали по пути, я не купил коническую соломенную шляпу для работы во саду и на огороде; впрочем, Володя сказал, что если я и шляпу надену, мне тут же начнут подавать милостыню, принимая за монаха :)

Будда с прошлого раза совершенно не изменился: всё сидел, всё такой же величественный и массивный, смотрел с высоты на туристов и паломников внизу (надо отметить, что дело было во время Серебряной недели - в середине сентября выпадает несколько выходных подряд, и вся Япония едет куда-нибудь: на горячие источники или в знаменитые места. Так вот в Камакуре или в Хаконе, например, в эти дни было столпотворение и многочасовые пробки на дорогах, а тут, под боком у Токио, было почти пустынно - отчего-то Босо совсем непопулярен у японцев, и тем более у иностранных туристов. Хотя тут есть и интереснейшие памятники, и великолепные парки, и красивые пейзажи, и отличные пляжи (притом куда чище, чем в той же Камакуре), и непременные горячие источники... Может, это потому, что между Токио и Босо располагаются обширные промышленные районы, а также японские и американские военные базы, радары, склады и даже полигоны. Но так что ж? Подумаешь, базы-ангары... Автобан себе катится, базы не мешают!

Вскарабкались к ущелью, где в бывшей каменоломне высечен в скале огромный рельеф богини Каннон (в индийской традиции это Авалокитешвара - воплощённое милосердие Будды). И, конечно, заглянули "в ад" со скалы Дзигоку-нозоку (то есть именно "взгляд в ад"); по неизвестным причинам скала не оборудована ступеньками, и лезть на неё довольно трудно, хотя перила там поставлены, и можно хвататься. Пропасть внушительная, хотя никакого ада внизу нет: деревья, травка, ну камни. Правда. в прошлый раз было облачно, и там, внизу, клубился туман; тогда, действительно, чёрти что подумать можно. И посмотрели архатов – раканов по-японски, учеников Будды; у них у всех разные лица и выражения. По легенде, их высекали схожими на жертвователей. То есть пожертвовал на изготовление статуи – её с тебя и сделали... После, во времена реформации Мейдзи, когда японские националисты взялись пропагандировать синтоизм как национально-государственную релилию – и бороться с буддизмом – они расколотили многие их скульптур. Потом их, где сохранились осколки, склеили...

Спустились, прикинули время до вечера, сверились с картой - забавно, но туристическая схема указывала куда больше интересного, чем подробная карта автодорог, - и решили, что успеем посмотреть водохранилище Сакума , источники Вараку-но Ю и пещеру Фусихиме. У нас вообще была обширная программа, но мы решили не спешить и не стараться увидеть ВСЁ, а гулять для удовольствия и не спеша - что успеем, то и успеем.

Источники мы отыскали с трудом: никаких указателей на сельской дороге не было, и только явно миновав эти самые Вараку, и развернувшись, мы обнаружили довольно скромный плакат. Дело в том, что, как оказалось, община Къёнан содержит купальни на источниках прежде всего как место отдыха престарелых граждан, а привозят их в основном из домов престарелых, расположенных как раз внутри полуострова - то есть если ехать оттуда, то знак как раз будет виден. Нашли мы купальни не сразу даже и увидав знак, потому что они прятались позади деревушки, на узком ответвлении дороги. Мы попали вовремя - было почти три, а купальни закрывались по-деревенски рано, в четыре. Старичков было мало - человек пять, включая двух крошечных сгорбленных старушек, еле ковылявших, и тем не менее бодренько так гонявшие крикетными молотками шары на площадке за баней. Проходя в саму купальню, мы заметили стоящие на возвышении странные кресла с ванночками у подножия - это были "электрические стулья", там так и написано. Разновидность популярных во многих местах Японии (в Осаке, к примеру) электрованн - считается, что пятьдесят вольт хорошо взбадривают клетки мышц и нервов, и очень полезны, особенно в пожилом возрасте. (Не первый случай, когда в Японии люди бесконтрольно и без назначения применяют довольно сильные процедуры - стоит вспомнить кислотные источники Кусацу, где в местном музее наглядно демонстрируется их целебная сила: в ящичке лежат семь гвоздей, которые разом положили в воду и потом вынимали каждый день по гвоздю. На седьмой день здоровенный плотницкий гвоздь истаивает в тонюсенькую проволочку!.. Или радоновые купальни в Офуне. У нас санинспекция на дыбы встаёт при слове " радон ", а тут - пожалуйста, "радиоактивная камера", в которой бассейн с радоновой водой, и двери закрыты, чтобы не терялся понапрасну радоновый пар. А дедки ещё и пьют эту воду! И нигде не написано, каково конкретно содержание радона в воде и в воздухе! И клиенты там безо всяких направлений от врача сидят не часами - днями: там можно покупаться, потом надеть пижамку или халатик-юката, и пойти попеть караоке или покушать лапши, а потом опять в воду...).

В общем, купальни оказались маленькими, но симпатичными и уютными. Мы раскрыли сдвижные окна и купались практически на открытом воздухе, любуясь рощей и двумя деревьями у самой бани - на буклетике бани видно, что это сакуры, и весной можно любоваться их цветением... На электростулья нас, видя наш интерес, пригласили, но мы отказались - зато полежали немножко в массажных креслх, благо они оказались бесплатными. И поехали смотреть водохранилище, о котором сказать ничего особенного не могу: плотина, озеро, два моста... А пещеру мы не нашли. И указателей не нашли. Так что вернулись в Канайю - там был заказан номер в минсюку (то есть частной гостиничке японского типа - с татами и с удобствами в коридоре, зато с чаем в номер и с онсеном на первом этаже). К нашему приезду уже были расстелены на полу футоны, в термосе был кипяток, а в специальной коробке - чай, чайник и чашки. Но мы, правда, искупались и стали пить не чай, а пиво; Володя был за рулём, и мог выпить пивка только на ночь...

Утро оказалось очень солнечным, не в пример предыдущему дню, и мы не стали разлёживаться - искупались в онсене, перекусили наскоро купленным в "7-11" о-ден (это когда в бульоне из сушёной рыбной стружки отваривают редьку, корень лотоса, конняку (не путать с коньяком!), крутые яйца, рыбные и куриные фрикадельки и всё такое прочее), и пустились в путь.

Для начала мы заехали в деревушку Кацуяма – как нетрудно догадаться, расположенную у подножия горы Кацу. Заехали просто ради того, чтобы полюбоваться видами – недалеко от берега находится островок Укусима, с эффектной природной каменной аркой; а на горе находится храм. К храму, правда, мы подниматься не стали, так как туда надо карабкаться по очень длинной лестнице, а от храма всё равно вида никакого – там довольно густо растут деревья. И на остров не поехали, потому что регулярного сообщения с ним нет – надо было бы договариваться с рыбаками; но они могли бы отвезти нас только туда, с тем, чтобы забрать поздним вечером. Так что мы полюбовались и двинулись дальше на юг, вглядываясь в указатели; туристическая схема сообщала, что где-то в районе Иваи есть нечто любопытное, некая достопримечательность Так что мы полюбовались и двинулись дальше на юг, вглядываясь в указатели; туристическая схема сообщала, что где-то в районе Иваи есть нечто любопытное, некая достопримечательность “Giant Cycas”. Увы, слово это (к своему стыду) я не знал, Володя тоже, перевода на японский (чтобы можно было понять по иероглифу) на английской схеме не было, а дорожная карта, как я уже говорил, достопримечательностями пренебрегала. Так что Володя искал надписи про нечто очень большое, а это нечто мы временно стали называть «Гигантскими Цыкасами». Впрочем, получилось как накануне с пещерой: никаких указателей и ничего особо гигантского мы не увидели, так и пропустили загадочных цыкасов (мне представлялось нечто цыкающее, объединяющее свойства цикад и фикусов; впоследствии, разумеется, я нашёл эту штуку в интернете. Оказалось, всего-то навсего саговник, иногда неправильно называемый саговой пальмой – он не пальма. Правда, гигантский. Метров аж до десяти высотой).

В местечке Фунаката мы остановились у храма Гаке-Каннон , то есть храме Канон-на-круче. На почти вертикальной скале устроен храм, а под ним – кладбище; храм довольно впечатляющ, а из него открывается отличный вид на залив Татеяма. Основан храм в 717 году, и, хотя он многократно перестраивался – как все храмы и замки в Японии, - но в целом вид сохранил прежний, а изваяние Канон внутри – то самое, ему тыща двести лет. Правда, содержится оно в тёмном алтаре, закрытом сеткой, и разглядеть его там невозможно...

С храмовой террасы уже был виден замок Татеяма. Это была наша следующая остановка; правда, по дороге мы заскочили поесть в сусисочную у набережной. Слегка подкрепившись, приехали к замку, и опять пришлось подниматься в гору. Опять пригодился мой посох... :)

Замок не настоящий. Это бетонная копия замка клана Сатоми – когда я рассказывал про Одавару, я упоминал уже, что во время реформации (которую иногда называют реставрацией, а иногда – даже революцией) Мейдзи по императорскому эдикту очень многие самурайские замки – опорные пункты оппозиции – были снесены, а затем, во второй половине ХХ века, их стали реконструировать, как культурное наследие и туристические достопримечательности. Татеямский замок, в отличие от большинства собратьев, выставляет не коллекцию оружия и предметов быта самураев, - это литературный музей, причём посвящённый всего одному, зато стошеститомному роману пера, то есть кисти, Кокюкея Бакина, на закате эпохи Эдо. И называется теперь замок «Музей Хаккенден» - по имени романа. «Насё Сатоми Хаккенден», или «Легенда о Восьми псах», читают и теперь (только его, ну как шекспировские пьесы, пришлось перевести на современный язык); по нему была поставлена очень популярная пьеса кабуки, сняты кино- и телефильмы. В романе, как положено, есть любовь, коварство, всяческое мечемашество, ну и мистика-магия. Заглавные псы – это на самом деле самураи, рождённые от псовидного демона, а ещё там есть какая-то чудовищная, огромная кошка. Я нашёл статьи про этот роман, но вот содержание там не пересказано... Разве что вот: «Принцесса Фусэ из клана Сатоми магическим образом даёт рождение восьмерым воинам, которые оказываются разбросанными по разным уголкам региона. Поскольку духовный отец был одержимый демоном пёс, этих воинов стали называть Хаккэнси(八犬士): хак() — восемь, кэн() — собака, си() — воин. Иероглиф дэн () в названии фильма означает «легенда».
По ходу действия сериала, воины узнают друг друга по родимому пятну в форме пиона (эмблема клана Сатоми), а также магическим жемчужинам, содержащим знаки кандзи
». (Апропо: вот откуда у Стругацких появились метки-родинки и «детонаторы» у «подкидышей»!)
Да. И ещё с замка тоже хороший вид на залив, на базу морских «сил самообороны» (каждый раз поражаюсь – силы самообороны Японии на самом деле являются одними из лучших вооружённых сил в мире, но поскольку конституция запрещает Японии иметь армию, военную авиацию и флот, то они просто называются «силами самообороны»)... и на высокие холмы Акаяма. Там была наша следующая цель – акаямские тоннели.

Вход в них бесплатный, но положено зарегистрироваться и получить каску и фонарик. Когда Володя записал нас в специальную анкету, старичок-смотритель, долго вглядывавшийся в написанное, вдруг изумлённо воскликнул: «Как, вы написали это по-японски? И вы русские? Поразительно!!!». У старичка на щеке был шрам – как будто щёку изнутри зацепили ниткой и потянули внутрь, похоже на ранение. Да и по возрасту дедок со своим коллегой вполне могли участвовать во Второй мировой. И может, они воевали именно в этих местах. Татеяма, кстати, была местом первой высадки американцев на островах... тут бы музей военный сделать. Вообще-то тоннели и есть что-то вроде музея, но в них почти совсем пусто. Есть печка со вмурованным котлом, несколько труб, какая-то арматура у входа. Но это и всё. Дело в том, что не сохранилось никаких документов о том, когда и для чего создавались и как использовались тоннели (вероятнее всего, тут были склады обмундирования и амуниции – не боеприпасов, а именно амуниции, то ест всяких там портупей и ремней; и резервная электростанция). Нету и свидетельств; то ли всех повыбили, то ли ещё что – но, короче, известно только, что тут что-то военное было во время обеих мировых войн, то есть выдолбили эти тоннели ещё до 1914 года. Может, потом расширяли; сеть тоннелей очень обширная, для осмотра открыта только примерно десятая часть тоннелей. Всего интереснее рассматривать полосы скальных пород на стенах... потому что больше просто нечего. Не считая печки и торчащих из пола стальных прутьев.

Полюбовавшись тоннелями, поблагодарили дедков – и по их рекомендации пешком (благо недалеко) отправились смотреть единственным сохранившимся укрытием для истребителей «Зеро». Когда-то их были тут десятки, а осталось только это, да и то находится оно на частном огороде. С дороги, впрочем, видно, да и подойти удалось, так как огород был уже совсем пуст, урожай убрали. Впрочем, штука не очень впечатляющая, на один самолёт (смотреть там же, где акаямские склады).

Увидели тут указатель «Золотые пещеры». Что это такое, не пояснялось, и старички-смотрители про них ничего не знали, так что решили съездить посмотреть – было написано, что до них 1700 метров. Как выяснилось, у японцев странное представление о расстояниях. Так, в Футцу (это где Нокогирияма) был указатель – «1700 м до купальни». Я пытался дойти до неё ещё во время первого посещения Нокогириямы, и не дошёл – пройдя все два километра. Оказалось, там реально больше трёх! Точно так же было во время моей поездки в Югавару – от станции до водопада Фудо было обещано всё те же 1700 метров (заколдованное число!) – и тоже на самом деле оказалось заметно дальше... Так и тут. Километрах в трёх эти пещеры обнаружились; оказалось – крохотные гроты в поросшем густой растительностью склоне, в гротах – довольно глубокие лужи, а в лужах обитают какие-то водоросли, создающие на поверхности плотную ярко-жёлтую плёнку. В лужи непонятно зачем набросаны кирпичи...

Вернулись в Татеяму и вдоль берега поехали дальше. Цветочная дорога («одна из Ста красивейших дорог») действительно довольно красива, и полностью оправдывает своё название, потому что вдоль неё тянутся клумбы с различными цветами. Цветы подобраны так, чтобы почти весь год что-то там расцвечивало обочины... Остановились по дороге искупаться; впрочем, купался я один. Прибой был довольно силён – каждые несколько минут накатывалась волна, которая меня приподнимала и шлёпала. Немного повертев. Вскоре я обнаружил, что это небезопасно: пляж был песчаный, но на небольшой глубине на дне были камни, и я об один из них слегка ободрал ногу. Поняв, что эдак меня может и головой о каменюку приложить, я поспешил выбраться из воды – правда. При этом одна из волн так меня крутанула, что с меня слетел нательный крестик, несмотря на то, что гайтан у меня был сшит, и очень прочно, а диаметр его был таким, что снять его можно было только с небольшим усилием. Но вот – сорвало... Впрочем, всё равно хорошо. Это ведь уже был Тихий океан.

На Нодзима (по названию – остров, но это на самом деле полуостров) посмотрели маяк; к сожалению, там шли работы – заливали бетоном бывшую мощёную дорожку, теперь она делалась менее красивой, зато удобной для инвалидных колясок. На берегу, почти под самой маячной башней, есть небольшой алтарь в пещере, посвящённой местному божеству. Увидав барельеф, изображающий это божество, я мог сказать только «Фхтагн!» - и если бы Лавкрафт его увидал, он бы тоже ничего другого сказать не мог :)

И последней точкой нашего маршрута была Чикура, уже темнело. В Чикура мы заехали в Розмариновый сад (при виде многочисленных кустов розмарина нельзя было не вспомнить, сколько стоит маленькая веточка розмарина в магазине). А ещё тут располагается... парк Шекспира. Почему Шекспира? Отчего в Минамибосо?.. Но тем не менее туту были, как сообщает путеводитель, «тщательно воссозданы английские дома шекспировской эпохи, включая дом, где родился Бард». Но осмотреть шекспировский дом-музей мы могли уже лишь снаружи – по случаю вечера всё было уже закрыто.

Так что оставалось пересечь полуостров поперёк – обратно к Кацуяме. Занятно, что утром, проезжая это местечко, мы обратили внимание на очень колоритную старушку, сидевшую на завалинке; когда мы возвращались, она была ещё там. Ещё мы застали тут процессию. На Босо в этот день мы застали праздник ещё и в Татеяме, - отмечали праздник Явата. Не спрашивайте, что это такое – не знаю. Местный праздник. По улицам тянули большую нарядную колесницу. Били в барабаны и создавали пробку, потому что шоссе, она же улица деревни, узкая – две полосы; и процессия занимала все полторы, так что встречные ашины бочком-бочком её как-то объезжали, а следовавшие за ней – тащились со скоростью пешехода.

Ну и напоследок заехали в упомянутую выше купальню Ханто-Канайя – сидя в горячей воде, любовались Токийским заливом и огнями Йокосуки на другом берегу.

До своей станции я добрался как раз в момент, когда собирались опустить решётки на входе – станция работала уже только на выход.

... а недавно мне тут Р'льех и приснился! Правда-правда!

я в этом сне отправился на пароме на острова Идзу, как в прошлом году, приехал, пошёл в знакомую баню, но за поворотом дороги, за горой, увидал Город. Он был выстроен из титанических каменных глыб, того зелёного камня, из которого, например, построена знаменитая церковь в Болнисском Сиони (Грузия), - он когда сухой, то серый, а если намокнет, то становится зелёным. Огромные постройки напоминали декорации фильма "Лабиринт" с Дэвидом Боуи или рисунки Эшера (а впрочем, в "Лабиринте" как раз были использована "Относительность" (она же "Лестницы") Эшера; таинственные - гигантские! - порталы, люки и коридоры; сырость, водоросли, кое-где на мостовых - полудохлые рыбы, ну и так далее.

А что приснился мне Р'Льех, так это понятно: во-первых, не далее как позавчера перечитывал Лавкрафта, во-вторых, несколько дней назад тому во френдленте был очередной выпуск ru_unspeakable, а в-третьих, эта вот поездка.

Tags: , ,

(6 комментариев | Оставить комментарий)

Date:Октябрь 7, 2009 11:10 am
Ах!
From:phd_paul_lector
Date:Октябрь 8, 2009 01:10 am

(строго)

(Link)
а ты карту смотрел? в указанные места тыцал картиночки смотреть?
Date:Октябрь 8, 2009 07:02 am

Re: (строго)

(Link)
карту не тыцал, каюсь. пойду тыцать.
From:phd_paul_lector
Date:Октябрь 8, 2009 01:27 am
Date:Октябрь 8, 2009 07:02 am
да, да, это восторг!
From:skazka_bochki
Date:Март 3, 2015 04:05 pm
Увлекательное путешествие!))
Дом Шекспира похож, а многоэтажка за ним добавляет некую пикантность )
другой дневник, на ли-ру. С картинками и фотоальбомом! Разработано LiveJournal.com