?

Log in

No account? Create an account
Поход в оплот японского милитаризма - Аутоаутопсия и аутопсия доктора-лектора — ЖЖ
Июль 16, 2010
08:00 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Поход в оплот японского милитаризма


"Если морем мы уйдем,
Пусть поглотит море нас,
Если мы горой уйдем,
Пусть трава покроет нас.
О великий государь,
Мы умрем у ног твоих,
Не оглянемся назад"


(Слова из нагаута Отоми-но Якамоти из кодекса "Манъёсю", вошедшие в "Песнь скорби" - "Уми Юкаба", более известной у нас по цитате из "Града обречённого" Стругацких - "Выйдешь на море - трупы на волнах..."


Четвёртый раз в Японии, а всё никак не мог собраться посмотреть знаменитый храм Ясукуни-Дзиндзя - храм, ками которого - это духи всех, кто погиб ради Японии в бою. Храм, что называется, controversial , - его часто называют "милитаристским", поскольку эти "все погибшие" включают действительно всех - в том числе несомненных военных преступников, а также и осуждённых Токийским трибуналом (я, правда, не склонен этих последних всех поголовно считать преступниками). Всякий раз, когда в храме совершают поклонение высшие лица государства, в странах, пострадавших во время последних (и не только) войн от Японии - в основном в Корее и Китае - вспыхивает очередная волна возмущения.

По ссылкам выше, в Википедии (и ссылкам там), и в Викимапии всё о храме рассказано достаточно подробно - кстати, в Викимапии храм размечал как раз я, - так что не стану пересказывать историю храма ещё раз. Просто - рассказ о прогулке...

Мне удобнее всего было ехать до станции метро "Кудансита", расположенной близ Императорского дворца. Ещё на полпути к храму, напротив дворцового парка Китаномару, видишь первое из храмовых строений - фонарь Такатодаи, похожий больше не на обычные храмовые фонари, а на маяк.


Вскоре открываются и главные тории - храмовые ворота. Нет, "открываются" - немного не то слово; если просто идти по улице, храм - и даже эти самые большии в Японии храмовые врата не слишком заметны, надо свернуть на параллельную аллею:



Оказалось, на территории храма по выходным работает блошиный рынок! Я прошёлся по рядам - выбрать было из чего. Больше всего мне понравились чернильный прибор эпохи Мэйдзи (начало ХХ века в данном случае), чайник с чашками, подставка в виде краба и настоящие каторжные кандалы :) Но увы, всё это было, во-первых, ужасно тяжёлым, а во-вторых - ещё более ужасно дорогим. Простите, но пить чай из сервиза стоимостью в две с лишним тысячи долларов я как-то пока морально не готов :)



Всё-таки купил некоторое количество старых банкнот и монет. Что подешевле :) Далее осмотрел огромный памятник одному из основателей современной японской армии - Вице-министру по военным делам Омура Масудзиро (1824-1869) и, нескольтко далее, ещё пару фонарей с барельефами - совершенно похожими на те, какие можно найти, например, на некоторых станциях нашего метрополитена:




Пройдя ещё двое ворот, я оказался во дворе святилища. А тут были самураи! Ну, то есть, разумеется, люди в костюмах самураев. Может, даже потомки. Само-то сословие отменено давным-давно императором Мэйдзи...




А дальше была площадь с памятниками. Никого практически не забыли: ВМФ, военные вдовы и сироты, а также животные, которые погибли во время войны, служа императорской армии: лошади, собаки и почтовые голуби. А ещё пушка с путятинского фрегата "Диана". И участник Токийского процесса Радха Бинод Пал




Ну, а если ктого и забылина площади - в архивах при храме все до единого упомянуты поименно; много также всего и в музее Юсукан. (кстати, обратите внимание на фигуру водолаза-смертника "фукурю" с шестовой миной).




Музей большой, интересный, - от средних веков и до создания Сил самообороны (которые номинально, по Конституции, не армия - но реально являются одними из лучших, и уж точно наиболее хорошо технически оснащёнными, ВС в регионе). Да, в это время в музее проходило две выставки - картины на темы старинных войн, и - выставка детского рисунка. Как всегда, летят "наши" самолёты, едут "наши" танки, гордо реет знамя с Восходящим Солнцем... Есть при музее, как всегда, и сувенирный магазин. Ужасно хотелось купить модель пилотируемого самолёта-снаряда "Йокосука MXY7 Ока", но очень уж дорого, хотя модель пикирующего бомбардировщика-торпедоносца D3A1 "Вэл", куда более технически сложная, с бОльшим количеством деталей, значительно дешевле. И точно так же модель управляемой торпеды "Кайтен", хоть и гораздо проще, стоит вдвое дороже модели авианосца "Акаги". Хм...

Дальше осмотрел чайные домики - их тут четыре, причём один из них, Коун-Теи чайя, - это бывшая оружейная мастерская Танрен, где сумели возродить древнее искусство ковки клинков; Синчи Тейен - Парк Священного пруда, считающийся одним из красивейших садов страны, сам пруд и, под занавес - два спрятанных в густых кустах храмика, почти близнеца - перенесённый из Киото самый первый храм, Мотомия, почтивший павших в гражданской войне Босин (1867-68), и Тинрейся - Храм упокоения душ, посвящённый вообще всем погибшим во всех вообще войнах. В целом, очень интересно, хотя, конечно, немного controversial, да. Что есть, то есть.






УПД: А вот тут видео с =храмовогопраздника в Ясукуни-Дзиндзя: http://mishajp.livejournal.com/596801.html?nc=5&style=mine
И много фото с праздника: http://mishajp.livejournal.com/596617.html

Tags: , , , , , , , , , ,

(19 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:zajcev_ushastyj
Date:Июль 16, 2010 04:24 pm
(Link)
Интересно, хоть и противоречиво это все. Я б туда сходила, жалко, далеко.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 16, 2010 04:27 pm
(Link)
Я так же говорю. Ужасно интересно.
(Ну, и я вообще, как большинство мальчиков, особенно толстых и миролюбивых, очень люблю всякие военные штучки. Правда, вот оружие смотреть люблю, а так - нэт. В смысле, стрелять, махать... - не люблю).
[User Picture]
From:brother2
Date:Июль 16, 2010 04:42 pm
(Link)
О! надо буддет завтра зайти, как раз там рядом будду.
Так ещё выставка мечей в музее Okura Shukokan есть до 27го.
[User Picture]
From:drug_71
Date:Июль 16, 2010 04:47 pm
(Link)
Действительно очень интересно. Вот он каков, оплот "японского милитаризма"..
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 16, 2010 04:50 pm
(Link)
А всякие цифры и даты - это по ссылкам :)
[User Picture]
From:drug_71
Date:Июль 16, 2010 04:56 pm
(Link)
Да-да, посмотрел с интересом :)
[User Picture]
From:pasa_v
Date:Июль 16, 2010 04:58 pm
(Link)
водолаз - это, прямо скажем, удивительно
не знал что у японцев такое было
можно я его от тебя в шушармор утащу?
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 16, 2010 05:02 pm
(Link)
куда-куда?.. :)

впрочем, сколько угодно

всё, что я выкладываю без замка и без специальной просьбы не перепощивать... пащивать... - короче, этооткрытый доступ :)

хотя источник желательно указывать, мне приятно будет :)
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 16, 2010 05:07 pm
(Link)
а водолазы эти - средство борьбы с десантом. Себя не оправдали.

У японцев ещё много всякого было. Вот, например, укрытия в Татеяма: http://www.wikimapia.org/#lat=34.9785157&lon=139.8411083&z=16&l=1&m=b&v=8

- я впервые видел индивидуальные бункеры для истребителей (бетон засыпка, все дела) и упрятанные глубоко в гранит склады (вероятнее всего - обмундировнаия!)
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Май 27, 2011 08:04 am
(Link)
Подводные тэйсинтай - на маленьких подводных лодках (кайрю и корю) и в торпедах (кайтэн) для уничтожения боевых кораблей врага (применялись в основном на Гавайских островах); пешие водолазы-подрывники (фукурю, «драконы удачи»).

http://www.tampereclub.ru/172-izmenyayuschie-sudbu.html
[User Picture]
From:pasa_v
Date:Май 27, 2011 11:25 am
(Link)
Сурово. И при этом - до чертиков анимешно.
[User Picture]
From:ka_mysh
Date:Июль 16, 2010 08:14 pm
(Link)
Да, интересно. И пусть и сомнительно в определенном смысле, но в другом определенном смысле - что-то в этом есть. Страна взяла на себя вину людей, совершавших "плохое" во имя этой самой страны, и не отреклась от них.
А барельефы и скульптуры ужасно напоминают образцы советского искусства. Примерно тридцатые-сороковые годы. Сплошной пафос и чистота помыслов.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 19, 2010 08:51 am
(Link)
Конечно. И советского, и германского... :)

Поставь какие-то из этих скульптур, скажем, в метро "Площадь Революции", - с первого взгляда могут и не заметить "чужака" :)
[User Picture]
From:garik64
Date:Июль 17, 2010 10:29 am
(Link)
Обратите внимание на барельеф с бомбардировкой Токио бипланом...

А это точно бомбардировка? В левой части, за небоскрёбом, пикирует объятый пламенем явный супостат. Это, наверное, картинка "вообще" - как доблестные японские пилоты будут оборонять родной город.

(Я держал когда-то в руках книжку ~ "Воздушные войны будущего" 1945 года - на обложке или первой странице, не помню, была летающая зенитная платформа. Четыре вертолётных винта по углам, посредине зенитка. Небо расчерчено горящими мессерами, внизу башни Кремля).

P.S. "Кто-то встал и ни с того ни с сего сипло затянул императорский гимн "Кими-га ё" - его потянули за брюки и усадили на место". ("Человек из Пасифиды"). Наконец услышал. Правда, трудно представить, что этот гимн можно "затянуть", ну да ладно. :)

P.P.S. На Флибусте эта фраза выглядит как "...императорский гимн "Кимигига е"" - нет, всё-таки компьютеризация не всегда к добру.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Июль 19, 2010 09:21 am
(Link)
В путеводителе по храму сказано "барельефы, изображающие знаменитые эпизоды военной истории Японии" - ну, до 30-х годов, когда эти барелдьефы создали...
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Февраль 11, 2013 08:52 am
(Link)
Уточнили: не Токиол, а Пекина - биплан, стало быть, японский :)
[User Picture]
From:atsman
Date:Апрель 21, 2011 02:44 pm
(Link)
Ммм, какой интересный рассказ! Ий, так сказать, дэс! :)
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Май 27, 2011 09:19 am
(Link)
"Сегодня, услышав слово "Камикадзе", мы сразу ассоциируем его с японскими летчиками-самоубийцами времен Второй мировой войны. Но мало кто знает, что помимо летчиков камикадзе, японская армия применяла подобных воинов не только в воздухе и на суше, но и в море. Для начала давайте уточним: Тэйсинтай - добровольцы-смертники в японских вооруженных силах в период Второй мировой войны.

Имелись разные виды тэйсинтай:

- Камикадзе (лётчики-смертники) - в морской и общевойсковой авиации, причём первые предназначались для уничтожения кораблей, а вторые - тяжёлых бомбардировщиков, танков, железных дорог, мостов и других важных объектов;

- Парашютисты тэйсинтай - для уничтожения самолётов, боеприпасов и горючего на аэродромах противника с помощью бомб и огнемётов;

- Наземные тэйсинтай - для уничтожения бронетехники, артиллерии, а также офицеров противника (особенно широкая подготовка таких тэйсинтай велась в Квантунской армии, где в 1945 имелась отдельная бригада смертников, и в каждой дивизии формировались батальоны смертников);

- Надводные тэйсинтай (синъё) - действовавшие на быстроходных катерах со взрывчаткой для подрыва транспортов противника (применялись на Филиппинах);

- Подводные тэйсинтай - на маленьких подводных лодках (кайрю и корю) и в торпедах (кайтэн - "Изменяющие судьбу") для уничтожения боевых кораблей врага (применялись в основном на Гавайских островах); пешие водолазы-подрывники (фукурю, «драконы удачи»)".

[User Picture]
From:yasko_moscow
Date:Май 24, 2013 07:06 am
(Link)
Большое спасибо! Почему-то в сети мало обзоров этого музея. А сам я, будучи в Японии год назад, попал к закрытию музея и смог посмотреть только статуи снаружи.
другой дневник, на ли-ру. С картинками и фотоальбомом! Разработано LiveJournal.com