?

Log in

No account? Create an account
Мацусима (2) Музей Масамуне Дате. - Аутоаутопсия и аутопсия доктора-лектора — ЖЖ
Октябрь 31, 2010
11:14 am
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Next Entry
Мацусима (2) Музей Масамуне Дате.
Часть 1.

Итак, в тот вечер я успел ещё посмотреть музей Масамуне Дате - очень любопытного, как оказалось, персонажа, феодального правителя XVI века, прозванного "Одноглазый дракон", сперва врага, а затем вассала Тоётоме Хидеёси (этот последний признавал, что чуть было не проиграл Одноглазому схватку за всласть).

Родился Одноглазый Дракон в 1567 году в замке Ёнедзава в Ямагате, - и тогда одноглазыи он ещё не был. Позже он стал знаменитым полководцем, но, в отличие от Нельсона или Кутузова, глаз он потерял не в бою, а от оспы, в пять лет. Да и вообще выглядеть он стал так, что даже родная мать избегала лишний раз смотрет на него, и, более того, заявила, что наследником тот быть не может (и выдвинула кандидатом своего младшего брата). В школьные годы ровесники его всячески обижали и гнобили... В полнейшем соответствии с наукой психологией детская травма сильно повлияла на его характер. Причём ходили слухи - неизвестно, насколько достоверные, - что мальчик сам, став чуть старше, вырезал глаз (тот превратился поначалу в сильно выступающую опухоль), потому что кто-то сказал ему, что в бою его могут схватить за него.

Однако учителя мальчика хвалили: он в шесть лет уже поражал их сообразительностью, памятью и неожиданными (порой довольно неудобными, но умными) вопросами. Ему пророчили большое будущее и предлагали его отцу - Теремуне Дате - подумать о священнической карьере для сына, однако первенцу воинской семьи пристало быть именно воином. Впрочем, религию он тоже изучал: сперва его наставником был конфуцианский учитель Коан Айда, но позже под влиянием известнейшего дзен-буддистского проповедника своего времени Косаи Дзендзи Масамуне полностью принял его учение. В 1577 году, войдя в возраст, - хе-хе, ему было десять, - он сменил имя. Вместо детского прозвища (Бонтен-мару) этот десятилетний юноша стал зваться Тодзиро Масамуне. А уже в 1579 году, то есть в 12 лет, он женился на принцессе Мего, своей ровеснице. А уже в четырнадцать он впервые принял участие в сражении, возглавив один из отрядов своего отца. Типа Гайдар.



Ещё через пять лет отец передал девятнадцатилетнему Масамуне руководство кланом - а в будущем году Терамуне был убит на глазах сына неким Ёшицугу Хатакеяма (или же воинами сына; это неясно, - Хатакеяма сперва пригласил Терамуне в гости и пытался убедить его приструнить сына, который повадился нападать на соседей. Терамуне сказал, что мальчик вырос и совсем отбился от рук, тогда Хатакеяма взял его в заложники. Масамуне настиг отряд Хатакеямы, а Терамуне крикнул ему - нападать, не думая о нём. Масумуне напал, и все в отряде Хатакеямы, включая Терамуне, оказались перебиты). Масумуне не простил: он захватил замок врага, Нихон-мацу; заодно, чтоб уж два раза не ездить, он разбил давнего врага клана Дате - лорда Асина. После этой двойной победы клан Дате сильно расширил свои владения; теперь за ним числилась земля, приносившая два миллиона коку риса в год (а коку - мера риса, соответствующая годовому прокормлению одного человека, так что "в год" можно и не уточнять. Владения считались не по площади, а по доходу в коку, и то сказать: кому нужны бесплодные скалы или болото? Впрочем, если в скалах есть, скажем, руда, а болото обильно дичью, то это всё тоже пересчиывается в коку по соотвествующему курсу). Двухмиллионная вотчина сделала клан Дате третьим по богатству в Японии - после кланов Хидеёси и Ходзё (правителей Одавары).



Однако штука была в том, что клан Асина был вассалом Тоётоми Хидеёси, и тот написал для начала гневное письмо; Дате ответил, что, мол, так вот уж в наше непростое время принято: нормальная разборка, забил вот с пацанами стрелку... Как ни странно, это ответ Хидеёси понравился - и он предложил Масамуне союз (типа крутой пацан, правильный!) для разгрома дома Ходзё - одаварских правителей. Но Масамуне так возгордился двухмиллионным богатством, что оно ударило ему в голову, и он сперва заявил было родне и своим вассалам, что намерен оставаться самостоятельным и ни под какими Хидеёси ходить не намерен.

Но на совете, который Масамуне собрал по получении письма Тоётоми Хидеёси, большая часть голосов была за то, чтобы стать пусть вассалом Хидеёси, зато - сильнейшим и влиятельнейшим вассалом. К тому же победа над Одаварой открывала возможность и новых приобретений... Так что Дате выступил на Одавару, чтобы присоединиться к Хидеёси. Но вышла заминка: только покинув свой замок, Масамуне узнал, что собственная мать устроила заговор с намерением отравить его и посадить на его место его брата Кодзиро. Пришлось брата (хотя сам Кодзиро был, насколько можно судить, ни сном ни духом, и искренне был предан старшему) убить. Вроде и недолгое дело - брата зарезать, но из-за этого армия Дате опоздала к Одаварской битве; Масамуне счёл себя обесчещенным - ведь он обещал поддержку Хидеёси. Он оделся в белое платье (сиро-созоку, аналог савана) и повязал волосы ленточкой-сиромизухике; так одевались для сеппуку. В таком виде он с повинной головой явился к Тоётоми Хидеёси - ислучилось то, что обычно и случается в Японии в случае искреннего извинения: Дате был прощён и принят как вассал Хидеёси.



Тоётоми Хидеёси, встав у руля, сразу показал, что рука у него самая что ни на есть железная; первые же его указы - Декрет о мире и Декрет о земле Декрет о мире и Декрет о земле. Точнее, Катана-гари - конфискация мечей (у крестьян; до того простолюдин мог в мирное время сажать рис, а при нужде браться за оружие) и Кенчи - новое перемеривание земли и её строжайший учёт и контроль. И Масамуне принял в обеих живейшее участие.



Эти реформы многим, как легко догадаться, пришлись не по вкусу. Масамуне, как "активист", вызвал у некоторых сильное раздражение; и, когда клан Касаи (потерявший в войнах своего главу) поднял бунт против Хидеёси, некий Удзисато Гамо поспешил отправить правителю донос, где обвинял в закулисной организации заговора самого Масумуне Дате. Из Киото пришёл вызов - явиться с вещами; он пошёл, но не просто так, а в знак покорности принеся с собой золочёный крест, который установил на своих землях (он не принял христианство, хотя и сносно относился к миссионерам; при его дворе жил миссионер-францисканец падре Луис Сотело, намеревавшийся создать в Северной Японии диоцезу, неподконтрольную державшим Нагасаки иезуитам). Штука опять сработала: правитель поверил в непричастность Масамуне к бунту и отпустил его с миром - и даже доверил возглавить экспедицию на Корейский полуостров (Хидеёши имел в виду подготовку к войне с династией Минь). Правда, по возвращении ему пришлось полтора года прожить в Киото - Тоётоми Хидеёси всё же слегка его опасался (сильный род и воинственный лидер); так что Масамуне ещё повезло. Хидеёси не миндальничал - когда у него родился наконец сын, он приказал приёмному сыну и бывшему наследнику совершить сеппуку, чтобы у родного сына не было конкурента. Там, в столице, Мацумуне, которого многие считали деревенщиной, поднабрался культурки...



Посе смерти Тоётоми Хидеёси (1598 г.), Мацумуне Дате признал сюзереном Токугаву Иэясу, и верно служил ему, хотя род Тоётоми вступил с Токугава в войну.

Воротившись в Сендаи, Масумуне заложил новый замок - Аоба, выписав для строительства лучших киотских инженеров и матсеров. Одновременно он начал строительство величественного синтоистского святилища Осаки Хачиман-гу, буддийских храмов Якуси-до и Дзуйган-дзи. Кроме того, он принялся поднимать сельское хозяйство: сендайские земли давали урожай куда меньший, чем могли бы. Причём показал, что не зря полтора года сидел в столице: он многому успел научиться и, например, заполучив болотистые земли в пойме реки Китаками, довольно толково составил лобщий план их мелиорации (план был доработан и осуществлён киотским специалистом Дзукити Кавамура-магобеи).

Кроме этого, Мацамуне вкладывался в лесное хозяйство, производство соли, рудное дело, металлургию, ткацкую промышлненность и коневодство; вскоре Сендаи под его правлением процвёл, став крупнейшим производителем риса в стране, да и вообще - и кузницей, и житницей, и здравницей ткацкой мастерской Японии.

Этого ему показалось мало, и Мацамуне занялся дипломатией: он снарядил экспедицию в Рим, построив корабль по европейским образцам - "Сан-Хуан Батиста", он же "Дате-мару". Экспедиция под командованием Цуненага Хасекура и при политическом руководстве падре Сотело (кстати, впоследствии казнённом по приказу Токугавы, и он стал таким образом одним из мучеников, в земле японской просиявших) достигла Рима и была принята Папой Павлом VI, доставив ему послание. Впрочем, толку от этой командировки вышло немного. Совсем не вышло, если честно...



(фото "Дата-мару" и письма Папе взяты из Википедии. Да, и герб Дате тоже, и мавзолей ниже.)


В общем, Масамуне Дате прославился как воин и полководец, правитель и грамотный менеджер, мастер каллиграфии, знаток чайной церемонии, театра Но и поэзии. Умер он в возрасте семидесяти лет в Эдо (теперь Токио), а мавзолей его стоит в Кёга-Мине в Сендаи.

А в музее есть ещё фигуры известных деятелей - политиков, военных, учёных, поэтов, писателей и путешественников - Северной Японии.






Среди "прочих знаменитостей", например, поэты Ишикава Такубоку, Мокичи Сайто, Наобуми Отияэ; писатели Тацудзо Ишикава, Осаму Дадзаи, Ёдзиро Ишизака, Юдзи Косеки, Наоя Сига;
адмирал Сигиёси Ионуэ - он во время Второй мировой войны пытался добиться выхода Японии из войны; врачя Киёши Сига - он открыл бациллы дизентерии и Хидео Ногучи - этот выделил чистую культуру возбудителя сифилиса; автор первого современного словаря японского языка Фумихико Оцуки; непоедимый ёкодзуна Кадзиносуке Таникадзе; первый японский исследователь Антарктики Нобу Сирасе, открывший долину Ямато, и другие.

Продолжение следует...

Начало: http://phd-paul-lector.livejournal.com/377652.html
Окончание: http://phd-paul-lector.livejournal.com/379057.html

Настроение: calmПроснулся.
Tags: , , , , , ,

(7 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:zajcev_ushastyj
Date:Октябрь 31, 2010 06:25 am
(Link)
Занятный был мужик, судя по всему. Хоть и дюже непростой :)
В самом Сэндае есть исторический музей, где про тамошних христиан много интересного.
[User Picture]
From:cyber_d
Date:Октябрь 31, 2010 09:58 am
(Link)
Интересно, спасибо.
(И "схватка за всласть" доставила тоже :о)
[User Picture]
From:snowman_fedya
Date:Октябрь 31, 2010 10:02 am
(Link)
класс. с интересом прочитал и жду обещанного продолжения.
[User Picture]
From:featherygold
Date:Октябрь 31, 2010 10:24 am
(Link)
очень интересно, спасибо! Да, "всласть" - что-то есть правильное в этой опечатке:)))
[User Picture]
From:world_japan
Date:Апрель 8, 2012 03:50 am
(Link)
Конечно, утащу к себе, тем более истории действительно различаются :)
[User Picture]
From:momo7981
Date:Июль 30, 2019 04:29 pm
(Link)
Очень интересно и немного с юмором. Но одна поправка! Тоётоми Хидэёси немного по другим причинам приказал своему бывшему наследнику совершить сеппуку, кстати который был его племянником. После рождения наследника парня усыновил Кобаякавой Такакагэ и теперь его стали звать Кобаякава Хидэаки. Хидэёси сделал парня главнокомандующим японской армии при второй Корейской компании. Но Мицунари, толи от зависти, толи по каким-то другим причинам стал наговаривать на парня и когда тот вернулся в Японию Хидэёши в гневе приказал ему совершить сеппуку. Иэясу Такугава стал свидетелем сей сцены и, помня о несправедливой смерти своего старшего сына, заступился за Хидэаки. Хидэёси сменил гнев на милость и изгнал племянника в Фукуи лишив домена. Но перед смертью вновь вспомнил о нём и назначил его опекуном своего сына. А вообще этот парень сыграл большую роль в становлении правления Токугавы, только от его решения зависло выиграет ли Иэясу битву при Сэкигахара.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Август 14, 2019 11:24 am
(Link)
Спасибо за уточнение! Но я вообще-то ориентировался на буклет-путеводитель музея. Там к каждой из сцен было пояснение - кто и что изображено...
другой дневник, на ли-ру. С картинками и фотоальбомом! Разработано LiveJournal.com