?

Log in

No account? Create an account
Аутоаутопсия и аутопсия доктора-лектора
Декабрь 3, 2010
05:29 pm
[User Picture]

[Ссылка]

Previous Entry Поделиться Пожаловаться Next Entry
Мемориал Кигучи Согоро в Сого-Сандо
Давным-давно, лет триста пятьдесят назад, в деревне под городом Сакура - это по дороге из Токио в Нарита, - жил Кигучи Согоро, сельский староста, крестьянин, но человек зажиточный и с правом носить меч. Деревня принадлежала сакурскому князю Хотта - а тот был человеком распущенным и слыл изрядным гулякой, любил всевозможные удовольствия, окружил себя куртизанками и любовницами... а чтобы иметь на них средства, жестоко угнетал и притеснял крестьян. Дошло наконец до того, что крестьяне, измученные непосильными налогами (знаете, сколько с них брали? Семьдесят процентов! Семьдесят процентов от ВСЕГО: от урожая, выловленной рыбы, любой сделки...). А когда денег князю всё равно не хватало, он объявлял дополнительные поборы. Кигучи Согоро, стараясь выручить деревню, распродал почтивсе свои рисовые и овощные поля, лес и часть имущества; но недоимки по налогам оставались. Кстати, собирая, скажем, налог рисом, управители лорда Хотто использовали фальшивую мерку, что приводило к увеличению и без того огромного налога на 12%! Разумеется, когда нужно было, допустим, отремонтировать замок, на работу отряжались всё те же крестьяне и, разумеется, задаром (правда, полагалось им давать какую-то еду). Наконец, крестьяне дозрели до бунта; но по тогдашним законам, это означало жестокую расправу - все окрестные самураи, конечно, явились бы на помощь владетелю Сакуры, если бы тот не смог задушить бунт самостоятельно. Согоро выступил против односельчан; он сказал им, что гибнуть всей деревне - незачем (всех, вероятно, и не перебили бы, должен же кто-то работать; но многих - это точно).

И вот Согоро сказал, что он сам, лично, подаст прошение о снижении налогов и о рескрипте в адрес их господина с требованием мягче относиться к крестьянам. Если вы полагаете, что это была трусость и бюрократия, то имейте в виду: с любыми прошениями обращатья можно было только к непосредственному господину - то есть к тому же правителю Сакуры; а попытка нарушить субординацию и обратиться через голову господина каралась. Сам нарушитель должен был быть распят, а вся его семья, без исключения, или также распята, или обезглавлена (в порядке милости). Это был закон, и Согоро прекрасно понимал, на что идёт. И хотя японское распятие "гуманнее" римского или карфагенского (казнимого привязывали к кресту, а затем пронзали пиками, дважды, справа и слева), тем не менее перспектива малоприятная. К тому же Согоро очень любил свою жену и детей - у него их было четверо, мал мала меньше, два мальчика и две девочки.

Сначала Согоро попросил о снисхождении всё-таки самого лорда Сакуры; но его даже не пустили во двор, а петицию изорвали в клочья. Тогда он дождался проезда по дороге на Эдо (Токио) одного из даймё, известного своим умом лорда Кудзе, и попытался отдать петицию ему. Но что мог сделать проезжий даймё? Ведь правитель Сакуры не был его вассалом. Так что он отказал Согоро, но, видно, был в хорошем настроении или посочувствовал крестьянам (ну, маловероятно, конечно, но вдруг? Тем более что официально потолок налогов был 60%). И он не зарубил Согоро на месте, и не донёс на него. Однако теперь Согоро понял, что выхода нет: придётся обращаться напрямую к сёгуну. Об этом он и сообщил односельчанам на собрании старшин в деревенском чайном домике...



Согоро простился с семьёй. Детям он сказал, что просто уезжает на несколько дней, жене рассказал всю правду. Та не хотела отпускать его, но против воли мужа она пойти не могла, к тому же поняла, что эта жертва во имя всей деревни, более того. всех подданных правителя Сакуры - необходима, и смирилась. Просто так никто бы не позволил Согоро идти в Эдо, на дороге были заставы, и Согоро договорился с местным лодочником помочь ему; частью по воде, частью лесными тропами, но в Эдо Согоро добрался, и - о чудо! - сумал попасть в замок и подать прошение. Прошение было принято. Сёгун признал неправоту правителя Сакуры и распорядился облегчить бремя крестьян. Но - закон есть закон - сёгун решил также, что Согоро, нарушив порядок подачи прошения, заслуживает предписываемой законом кары. Потому что никаких исключений из закона быть не может: раз сделаешь исключение, два, а потом порядок совершенно нарушится. Согоро был приговорён к распятию, все остальные члены семьи - к обезглавливанию. Но и жители деревни, и даже знавшие Согоро и его жену местные самураи просили пощадить хотя бы жену, и она была помилована: ей было дозволено уйти в монахини. Но детям головы отрубили.



На месте казни был построен храм, до сих пор очень популярный. Согоро любим и сейчас, а неподалёку сохраняется (то есть регулярно перестраивается, как принято в Японии) его родовой дом. Что интересно, в нём и теперь живут потомки рода Согоро, шестнадцатое и семнадцатое поколение, - его две старшие дочери в момент событий были в Мита (уже замужем), и не попали под раздачу... Точнее, живут они в построенном рядом большом доме, а старый дом используется в основном как помещение для молитв, и сюда по договорённости пускают посмотреть на дом (смотреть внутри, впрочем, особо нечего).



На территории храма также имеется ещё один музей - там выставлены некоторые сохранившиеся вещи Согоро, образцы утвари и инструментов его времени, картины и каллиграфия, посвящённая подвигу Согоро, книга с текстом пьесы "Самопожертвование Согоро", и подношения посетителей храма: например, военно-морской мундир, пропеллер аэроплана, коляска рикши...

Попасть в Сого-Сандо из Токио быстрее и удобнее всего (но, увы, не дешевле), доехав до станции Кейсей-Нарита - это город, а не аэропорт, - экспрессом "Сити-лайнер" (ранее это был "скайлайнер" в аэропорт Нарита, а сейчас роль Скайлайнера выполняет новая модель поезда), а затем вернувшись на две станции назад местным поездом.

Настроение: cheerfulпятница всё! Конец дня
Tags: , , , , ,

(8 комментариев | Оставить комментарий)

Comments
 
[User Picture]
From:drug_71
Date:Декабрь 3, 2010 08:41 am
(Link)
Ужасы средневековой действительности..
Спасибо, Павел. Очень интересно.
[User Picture]
From:begemotoff
Date:Декабрь 3, 2010 09:02 am
(Link)
Прям декабрист. Джюнигацу-нингэн или как оно там грамотно :)
[User Picture]
From:hans_r_fanger
Date:Декабрь 3, 2010 01:41 pm
(Link)
Спасибо за интересную заметку.
Напомнило один старый фильм — "Три самурая вне закона"; только в кино за крестьян вступились случайные ронины, и всё кончилось большой дракой.
[User Picture]
From:synthesizer
Date:Декабрь 8, 2010 06:39 am
(Link)
середина, стало быть, семнадцатого века. ужасы нашего крепостного права кажутся в сравнении с этим не такими ужасными.
за интересный рассказ спасибо. побольше бы таких рассказов о средневековой Японии.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Ноябрь 30, 2013 12:01 pm

интереснейштй комментарий!

(Link)
[User Picture]
From:skazka_bochki
Date:Август 12, 2015 12:57 pm
(Link)
Впечатляющая история! Интересно также сравнить с трагедией Михаэля Кольхааса - насколько разное восприятие героев.
[User Picture]
From:phd_paul_lector
Date:Август 14, 2015 02:46 pm
(Link)
Или с капитаном Копейкиным :)

фон Клейст воспринимается как сказочник: честный лошадиный барышник - это фантастика :)
[User Picture]
From:skazka_bochki
Date:Август 16, 2015 10:48 am
(Link)
:) Кажется, у истории, рассказанной Клейстом, был реальный прототип)
другой дневник, на ли-ру. С картинками и фотоальбомом! Разработано LiveJournal.com